Get Adobe Flash player

Последний номер

Погода

Яндекс.Погода

Поиск

Великий изобретатель

Все знают, что Кулибин – это великий русский изобретатель, механик, инженер. Его фамилия давно стала в русском языке именем нарицательным.

Но, как показал проведенный недавно в интернете опрос, всего пять процентов респондентов могут назвать хотя бы одно его изобретение. Мы решили рассказать читателям, что же изобрел Иван Петрович Кулибин.

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение за чтобы он ни брался, везде добивался успеха. Он был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы забавные автоматоны (заводные механизмы), дворцовые часы, самоходки финансировались с превеликой радостью.

кулибин

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, суда, приводимые в движение волами. Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без людей и волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге. В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование водоходы так и не получили распространения.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже.

Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины 30 м. Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые формы за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину помимо действительно изобретенных им конструкций приписывают множество других, которые он совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше крестьянин Нижегородской губернии Леонтий Шамшуренков, а Кулибин был вторым.

Протез ноги

На рубеже XVIIIXIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Изобретения Кулибина

- В созданной им мастерской при Петербургской академии наук изготовил множество микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и других лабораторных приборов.

- Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.

- Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.

- Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунсткамеру в качестве диковинки.

- Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).

- Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).

- Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.

- Самостоятельно собрал множество принципиально новых механизмов для часов разных компоновок настенных, напольных, башенных.