Get Adobe Flash player

Последний номер

Погода

Яндекс.Погода

Поиск

Разрушили, чтобы опять построить

Всего за 10 дней, с 28 мая по 8 июня 2018 года, только в Москве были госпитализированы почти 250 школьников. Связано это с началом проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Чаще всего причинами плохого самочувствия учащихся становились давление, перебои в работе сердца и гипертонический криз.

 

Но это еще не самое страшное.  Каждый год в России прокатывается волна самоубийств из-за ЕГЭ.

Многие дети боятся идти на экзамен не от того, что не знают предмет, а испытывают страх от самого процесса сдачи: камеры, обыск, металлоискатели. Ворота школы закрывают, никого не пропускают, везде все опечатано, везде полиция. В туалет – под конвоем. Десятки наблюдающих, которые к тому же, увидев нарушение, обязаны фиксировать его в протоколе, не сообщая об этом. В этом году на ЕГЭ было новшество: если раньше присылали готовые бланки, то теперь пришлось распечатывать на принтере. А это еще дополнительное время, когда надо просто стоять и ЖДАТЬ. А почему бы еще не придумать колючую проволоку и травлю собаками? Вы, взрослые, смогли бы в таких условиях сдавать экзамены?

А нашим детям приходится это делать.

А зачем?

Когда вводили ЕГЭ, то это аргументировалось тем, что, во-первых, он создаст единое образовательное пространство и даст равные возможности школьникам из разных регионов поступать в вузы. А во-вторых, поможет победить коррупцию в вузах.

Напомним, эксперимент по внедрению ЕГЭ стартовал в 2002 году. Его организаторы тогда почему-то не спешили рассказывать о том, откуда к нам пришла эта система.

ЕГЭ был изобретен в США для того, чтобы контролировать образовательный уровень детей с отклонениями в развитии. Им сложно сформулировать устный ответ, и для того, чтобы хоть как-то оценить качество работы учителей, были разработаны тесты с вероятностью «50 на 50». Даже рисуя галочки в тестах наобум, дети попадали минимум в 50% правильных ответов.

Подобный экзамен провели и во Франции в 1960-х годах. В это время французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране появилось много приезжих оттуда. Уровень их образования был очень низким. Но детям нужно было учиться. Французские чиновники упростили систему экзаменов для мигрантов. Они ввели тестовые вопросы. Тогда же выпускной экзамен совместили с вступительными испытаниями в высшие учебные заведения. Но французы начали проводить серьезные акции протеста. Они буквально кричали, что такая форма экзамена приводит к «отупению» нации. И добились своего: спустя три года французские власти оценили результаты реформы и были вынуждены отказаться от нововведения.

В нашей стране тоже прокатилась волна протестов и демонстраций, когда власти начали внедрять систему ЕГЭ. Против тестового экзамена выступали учителя, преподаватели вузов, практически все ректоры высших учебных заведений, известные ученые. Но в отличие от Франции власти не прислушались к мнению народа, и многие из тех, кто тогда активно выступал против, больше не работают в системе образования.

И вот прошло 16 лет. Посмотрим, что получилось из эксперимента под названием «ЕГЭ». Правда, справедливости ради надо сказать, что частично тестовые задания из экзамена убрали, но далеко не из всех предметов.

Равные возможности, о которых так много говорили сторонники ЕГЭ, – это, по сути, уравниловка, усреднение всех детей. Нестандартным детям здесь места нет. О том, что надо будет сдавать ЕГЭ, ребенок и его родители (а как же без них!) первый раз слышат еще в первом классе. Задача современной школы – получить хорошие результаты по ЕГЭ, соответственно поднять свое место в рейтинге, а это даст приток большего количества учеников, гранты на развитие, зарплаты и т.д. То есть задача научить ребенка чему-то не ставится. Главное – натаскать на правильные ответы, научить выбирать правильный ответ и сдать ЕГЭ. Этим дети и занимаются все 11 лет – учатся сдавать ЕГЭ.

За годы учебы школа старательно выбивает из детей все, что отличает их от стандарта. Нестандартно мыслить нельзя ни в коем случае. Широкий кругозор никак не оценивается баллами, а значит, это тоже не ценность. Ценно – знать правильный ответ.

Одна моя знакомая как-то спросила сына, чем может гордиться наша страна. «Победой над фашистами», – не задумываясь, ответил он. «А еще?» В ответ сын принес атлас по географии. «По уровню образования – 34-е место в мире, по продолжительности жизни –116-е, по количеству грамотных людей – 15-е, по затратам на развитие науки в сравнении с ВВП – 25-е и так далее. Чем ты хочешь, мама, чтобы я гордился?» А в ответ на мамино: «Ну как это? А космос? А Юрий Гагарин? Именно русские изобрели вертолет, паровоз, телеграф и многое другое», сын ответил: «Мама, не грузи. Это лишняя информация. А то у меня в голове все перепутается и я не сдам ЕГЭ».

Теперь о победе ЕГЭ над коррупцией.

Зачем дети стремятся как можно лучше сдать ЕГЭ? Конечно же, чтобы поступить в выбранный вуз. Но высокие баллы дает только выполнение сложных заданий на профильном ЕГЭ, которые в обычной школе не изучаются. Научиться выполнять такие задания можно только с помощью репетитора.

И вот тут на помощь приходят те самые вузовские преподаватели, то есть репетиторы. К примеру, сегодня одно занятие у хорошего репетитора в Москве стоит от 3 тысяч рублей. Это называется – победили коррупцию в вузах?

Вот так обстоят дела с коррупцией.

А теперь скажите, зачем нам все это надо? Почему мы не можем вернуть проверенное советское образование? Я помню, в 90-е годы по приглашению Департамента образования Москвы к нам приехала немецкая делегации. И в кулуарной беседе мне один из членов делегации говорит: «Игорь, я вас вообще не понимаю. Мы 20 лет назад ездили к вам и учились, как вы строите свое образование. Зачем-то вы начали все это разрушать и теперь едете к нам изучать, как мы строим свое образование».

Сказать нечего.

Игорь Теологов

Подписывайтесь на блог Игоря Теологова на YOUTUBE: постоянно новые видео на самые актуальные темы

Тео Блог

https://www.youtube.com/results?search_query=%23%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3