Get Adobe Flash player

Последний номер

Погода

Яндекс.Погода

Поиск

Город-магнит

Москва – это слово как магнит. Своей могучей энергетикой столица притягивает бесчисленные орды желающих сюда переехать. Одно лишь упоминание о таком шансе вызывает в толпе прилив эндорфинов, который явственно ощущается на переполненных вокзалах.

Те, кто не могут сюда попасть по каким-то причинам, считают, что здесь одни миллионеры и жизнь в столице прекрасна. Транслируемые в СМИ заявления о средней зарплате вызывают зависть у несведущих. Мое воображение рисует картину одинокого маяка, к которому все гребут из последних сил.

толпа

Для тех, кто не владеет информацией, поясню, что численность населения в 1990 году была 8 880 124, а в 2017-м – 12 380 664 человек. И это не результат небывалого бума рождаемости, а добровольное ничем не сдерживаемое переселение.

Мегаконцентрация людей привела к тому, что перманентное состояние Москвы – это давка и толчея. Все ведь имеет свои пределы. И вместимость вагона метро, и суточный объем принимаемых пациентов в поликлинике, и число сидячих мест в автобусе. Не рассчитан был транспорт на такое количество людей. Спроектированная в советский период транспортная инфраструктура не учитывала ни такое развитие автомобилестроения, ни массовый переезд населения. Критически важные узлы инфраструктуры уже чрезвычайно сложно переделать. Деревни пустели, города обезлюдели, а Москва фиксировала самый бурный рост населения. Все это происходило одновременно с повсеместным закрытием производственных мощностей в 90-е годы.

А что в итоге? Строительство рокадных дорог, ввод полос для общественного транспорта, продление самой перегруженной Таганско-Краснопресненской линии. Результатом продления метро в Жулебино стало то, что на станции «Выхино» трудно войти в вагон. А выделенные полосы у автомобилистов ничего, кроме раздражения, не вызывают, да и письма счастья, летящие вдогонку, усиливают эффект.

Конечно, большинство людей ездит в автобусах, но никто не говорит о том, что люди ездят на машине только потому, что ехать в толпе с отдавленными ногами удовольствие крайне сомнительное. Да и угроза стать жертвой карманников тоже охлаждает пыл.

Про платные парковки я вообще молчу, желающих добровольно платить за право парковать свое авто я не встречал. А точечная застройка и уплотнение стали бичом нашего города.  

Теперь поговорим о заманчивых предложениях и перспективах карьерного роста. Карьера грузчика, разнорабочего, охранника, водителя, продавца, официанта – разве это стоит того, чтобы, бросив все, мчаться в чужой город? Успеха добиваются считаные единицы.

Москву расширили, но переехать в новые районы я желающих особо не вижу. Жить на границе с Калужской областью никто не хочет. В недрах интернета впервые родился и судьбоносный термин «Замкадье». Многие люди, бросив успешную карьеру, бегут от урбанизма и смога в лесные дебри. Строятся не виданные доселе экопоселения. Появились и фрилансеры – люди, которые работают через интернет, кочуя по разным странам. Бешеный ритм жизни не все выдерживают.

Да и жить стало в городе некомфортно: постоянные стройки, все перерыто. Люди теряют свои корни, огромная наковальня выковывает только тех, кто готов коваться, кто не может, тот сбегает.

Побеги бывают разные. Поездки на дачу – это тоже своего рода побег, пусть и кратковременный. Любой побег – это попытка уйти туда, где властвуешь лично ты, и никто не смеет тебе указывать. Творить в своем микромире на грядке в загородном доме – удел большинства небогатых москвичей. Правда, возросший налог на дачу заставляет задуматься о ее продаже.

Сегодняшнее перенаселение и транспортные проблемы носят затяжной системный характер и не решаются с помощью только новых мостов и станций метро. Это лишь полумеры. Главное – создавать в регионах рабочие места с высоким уровнем оплаты труда, тогда и ехать сюда будет незачем. Пока же единственный инфраструктурный проект, не затрагивающий исторический центр и имеющий большое значение, – это скоростной трамвай вдоль МКАД. Его появление снизит нагрузку на метро, количество автомобилистов уменьшится, ездить станет просто комфортнее, да и связь между районами позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции и способствовать сохранению экологии.

Ну, а кто же может искренне любить Москву? Это вопрос мне часто задают. Только тот, кто с пеленок дышал городом, был с ним, бегая ребенком по его улицам, и пускал кораблики в первых весенних ручьях. Им, взращенным городом, не надо никак доказывать свою любовь, она у них в крови. Берегите Москву, любите природу.

Марк Темников